Биография Марии Монтессори

Статья предоставлена Алиной Сатыревой, психолог, Монтессори-педагог, руководитель ДРЦ «Монтессори-класс»

Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года в семье инженера строителя Алесандро Монтессори и Ренильды Стоппани. С 1875 года cемья М. Монтессори живет в Риме.
Мать происходила из образованной семьи, но женщины в Италии тех лет было не положено получать образования, поэтому и мама Марии образование не получила. monte-statia1Она мечтала о женской свободе, поэтому своей единственной дочери она с детства заложила мысль о возможной карьере и в дальнейшем всегда поддерживала все ее начинания. Отец был недоволен тем, что Мария росла очень самостоятельной и тянулась к знаниям, он как и большинство людей считал, что женщинам образование не нужно. Мария пошла в школу, а затем поступила в Политехнический институт Леонардо да Винчи. В школе Марии не нравилось: «Там учили, но не образовывали» – вспоминала она позже. Ее больше всего привлекала математика и техника, и в десять лет она решила стать
инженером. Поощряемая матерью Мария росла самостоятельной, уверенной, убежденной в своих способностях сделать в жизни нечто важное. Примечателен факт, что в детстве, серьезно заболев, Мария успокаивала свою мать: «Не бойся, мама, я не могу умереть, мне слишком многое предстоит сделать». Благодаря этой убежденности в своей высокой предназначенности, и своему упорному настойчивому характеру, она оказалась единственной девушкой, зачисленной сначала в Политехнический институт, а потом и в Медицинскую школу при Римском университете.
В 1896 году с отличием сдает выпускные экзамены, защищает диссертацию по психиатрии и становится первой в Италии женщиной — доктором медицины. Она начала частную практику, но люди не доверяли ей как врачу, потому что она была женщиной. Ее избирают делегатом Международного съезда женщин (Берлин), Мария вносит предложение равной оплаты труда женщин и мужчин за одинаковую работу. Предложение было принято с энтузиазмом.
В 1898 году она стала директором Римского Ортофренического института. Ей поручили воспитание детей-идиотов, от которых отказались родители, а государство, взявшее их под свою опеку, не заботилось о них.

monte-statia3

Мария Монтессори все изменила и практически доказала, что даже умственно отсталые дети поддаются воспитанию и обучению, не хуже, чем нормальные, все дело в подходе. Свою педагогическую систему в Ортофенической школе М. Монтессори строила опираясь на труды исследователя, врача, психолога Э. Сегена. Сеген предположил, что дети с особенностями в развитии отличаются от «нормальных» только тем, что лишены естественной инициативности, которая может быть им возвращена с помощью специального стимульного материала. Эту идею и стимульные материалы Монтессори положила в основу работы с детьми с отклонениями. Она впервые попробовала создать для детей с ограниченными возможностями специальную развивающую среду. Результаты были ошеломляющие: через два года считающиеся безнадежными дети не только научились читать и писать, но и выиграли школьную олимпиаду в Риме, где участвовали и так называемые «нормальные» дети.
Эта деятельность принесла ей успех в обществе, но она была вынуждена оставить пост в Ортофреническом институте и поступила снова в Римский университет, чтобы изучать там антропологию, психологию и педагогику. Вот что пишет Е. Хилтунен: «Причины этой перемены не ясны. Многие исследователи приписывают это ее желанию сделать карьеру в образовании. Д. Ландрам считает, что здесь личная причина: в 1898 году Мария родила сына от своего помощника доктора Джузеппе Монтесано, за которого она, однако, так и не вышла замуж. Ей пришлось отдать ребенка приемным родителям, чтобы иметь возможность продолжить карьеру в католической Италии. Итак, не имевшая возможности воспитывать самостоятельно своего сына, Мария Монтессори интуитивно перенесла свою заботу на обездоленных детей Сан-Лоренцо, которых объединила позже в «Каса де Бамбини» – «Дом ребенка». Как ни грустно это звучит, но именно эта личная трагедия – разлука с сыном привела ее к открытию того метода, который лег в основу всех детских садов и школ Монтессори в мире»
Первый «Дом ребенка» был открыт в январе 1907 года, в нем было 50 неуправляемых детей от двух до шести лет.
В 1901 году в Италии выходит ее первая книга, основанная на опыте и примерах «дома ребенка» – «Метод Монтессори». Через два года она была переведена на английский, русский и многие другие языки, сразу завоевав большую популярность в мире. У Монтессори появилось множество последователей (в том числе Ю.И. Фаусек, которая в дореволюционной России организовала сеть детских садов Монтессори и всячески проповедовала ее учение).
Кроме написания книги, Мария Монтессори постоянно читала лекции по своему методу. Она любила и умела это делать.
monte-statia2
1916 – 1936г. Мария живет в Барселоне, Испания. Правительство этой страны поддерживало ее педагогические взгляды, содействовало открытию Домов ребенка и Монтессори – школ. 1929г. Создается Международная Монтессори – Ассоциация (AMI). Мария Монтессори становится президентом, ее сын — секретарем. До 1935г. главное представительство АМИ находилось в Берлине, затем в Амстердаме. АМИ поддерживают Зигмунд Фрейд, Рабиндранат Тагор, Жан Пиаже. В Хельсинки состоялся первый Международный конгресс приверженцев педагогики Монтессори.
Но популярность ее метода, признание в мире не спасла Марию Монтессори от гонений Гитлера и Муссолини и Мария вынуждено переезжает в Голландию. Тогда же проходит пятый Международный конгресс сторонников Монтессори – педагогики в Оксфорде.
В 30–е годы ей пришлось покинуть Европу и превратиться в «гражданку мира»; она жила и в Англии, и в Индии, и в Голландии.

Военные годы Мария Монтессори проводит в Индии, где продолжает вести обучающие семинары, читает лекции, обучает детей, пишет статьи и книги.

В 1946г. Мария уезжает в Голландию в Амстердам. Последние годы жизни она посвящает активной общественной и научно-педагогической деятельности, борьбе за мир. Она становится почетным членом “Образовательного института Шотландии” в Эдинбурге. 1949 году в Сан Ремо Мария Монтессори проводит восьмой Международный конгресс. Во Франции ей вручили Орден почетного легиона за влияние на французское образование. В Мадрасе издается ее книга “The absorbent mind” «Абсорбирующий ум». Мария Монтессори номинирована на Нобелевскую премию мира. 6 мая 1952г. Марии Монтессори не стало. Она похоронена в Нидерландах в г. Нордвейк.

 




Открыть свой центр по методике МонтессориФормирование (составление) заказа Монтессори-материалов по возрастным группамПомощь в расстановке Монтессори-материалов в классеСопровождение открытия деятельности Центра МонтессориСопровождение работы Монтессори-классаПартнерство